Я наткнулась на эту статью несколько недель назад, хотела подредактировать её слегка, так как не нашла автора. В поисках автора по интернету обнаружила, что текст собран из разных источников. И, да простит меня автор, решила ничего здесь не менять, по-моему, всё здесь к месту.
Чужеродный разум
Тему борьбы с чужеродным разумом (имплантом) - как одну из областей исследований хакеров сновидений второго поколения - мы с Каэтаной подняли пару лет назад. Интересно то, что произошло это очень синхронно - практически в один день - и совершенно независимо друг от друга. Для нас это стало явным свидетельством того, что мы подсекли "крупную рыбу". До нас никто из ХС эту тему не копал, а потому было очень приятно чувствовать себя первооткрывателями. :) Увы и ах! Очень скоро оказалось, что вся эта работа уже проделана сотни лет назад православными монахами. Если у меня и была поначалу толика разочарования, то очень скоро она сменилась радостью - когда я понял, какие замечательные методики попали к нам в руки. Честно говоря, раньше я относился к Церкви с огромным скепсисом - меня просто убивал ее догматизм, я предпочитал Вере Знание. И для меня стало настоящим откровением то, что помимо Библии существуют еще и тексты святых. Было достаточно сложно отбросить предвзятость и постараться за рассуждениями монахов о "бесах" и "дьяволе" увидеть рациональное зерно. Повторюсь: это на самом деле было трудно. Почему? Потому что монахи говорили истину. А пораженный разум - мой разум! - не мог адекватно оценивать ситуацию. ДХ ведь не зря говорил, что летуны навязали нам свой разум. Не зря говорил о том, что существует чужеродный разум и разум истинный. И разве может чужеродный разум допустить, чтобы мы осознали его наличие?
"Маги верят, что нашу систему убеждений, наши представления о добре и зле, нравы нашего общества нам дали хищники. Именно они породили наши надежды, ожидания и мечты по поводу успехов и неудач. Им мы обязаны алчностью и трусостью. Именно хищники сделали нас самодовольными, косными и эгоцентричными".
"Хищники дали нам свой разум, ставший нашим разумом".
"Играя на нашей саморефлексии, являющейся единственным доступным нам видом осознания, хищники провоцируют вспышки осознания, после чего пожирают уже их, безжалостно и жадно. Они подбрасывают нам бессмысленные проблемы, стимулирующие эти вспышки осознания, и таким образом оставляют нас в живых, чтобы иметь возможность питаться энергетическими вспышками наших мнимых неурядиц".
"Ни ты, ни я не можем ничего с ними поделать, - сказал дон Хуан упавшим голосом. - Все, что мы можем сделать, это дисциплинировать себя настолько, чтобы они нас не трогали. Но как ты предложишь своим собратьям пройти через все связанные с этим трудности? Да они посмеются над тобой, а наиболее агрессивные всыплют тебе по первое число".
И так далее - ДХ знал, о чем говорил. Для борьбы с чужеродным разумом он советовал нагружать его дисциплиной. Дисциплина, по ДХ - это способность спокойно противостоять обстоятельствам, не входящим в наши расчеты. Фундаментом этой дисциплины является избавление от ЧСВ: не имея чувства собственной важности, ты спокойно воспринимаешь все, что с тобой происходит. Просто не считаешь себя достойным чего-то большего. Если мы теперь вернемся к монахам, то увидим, что самыми важными вещами они считали избавление от гордыни и смирение. То же самое, о чем говорил ДХ - разве что слова другие. Не удивительно, что, уловив это сходство, я уже внимательнее читал пояснения монахов. И обнаружил, что они знают о враге практически все - их объяснения и рекомендации на порядок информативнее того, что говорил ДХ. Ниже приведу выдержки из некоторых текстов.
Архиепископ Антоний:
"Все это произошло с человеком по причине помрачения ума. Сердце наполнилось неестественными привычками - страстями, а последние, укоренившись в сердце, срослись с естеством человеческим и против желаний ума и сердца вовлекают человека в неподобающую ему страстную жизнь. Сатана, будучи виновником и начальником тьмы, не замедлил полновластно явиться в помраченном уме и страстном сердце. Так сердце, предназначенное быть обителью Бога, превратилось в вертеп разбойников - демонов и страстей. Человек пребывает в падении, ум и душа отклонились от естества, перешли в состояние нижеестественное. Выйти из этого тяжкого положения одними своими силами невозможно. Страсти получили силу естества, при этом сатана много сильнее и хитрее неопытного ума и перехватывает всякое человеческое намерение к добру, отчего человек иной раз, совершая, как ему кажется, добро, пожинает плод в виде усилившихся страстей".
"Сатана, вселившись в сердце, скрывается в нем, объятом тьмою страстей, и услаждается страданием человека, обычно действуя так, чтобы смущать его и не быть узнанным, не обнаружить своего местопребывания. Сатана, будучи убийцей искони, нашептывает из сердца всякую злобу и сразу скрывается, а человек принимает это за свои собственные мысли. На это и указывает Господь, говоря, что "От сердца бо исходят помышления злая" (Мф. 15,19), помышления, которые оскверняют ум и душу, лишают их естественно присущего им мирного устроения. Противодействие злу необходимо начинать при первом его появлении, пока оно в зародыше. Пока еще зло не укоренилось, оно отсекается легко, лишь бы его обнаружить".
"Исходящее из сердца зло порождается виновником зла - дьяволом. Дьявол же, льстец и хитрец, средоточие всякой мерзости, обольщая человека помыслами, обещает каждому то, к чему тот имеет наиболее страстное влечение. Будучи коварным хитрецом, дьявол подходит к человеку тонко и всегда превосходит тонкостью ум человеческий. Скрывая свое присутствие, он выдает порождаемые им помыслы за мысли, принадлежащие самому человеку. Обманутый человек становится всецелым пленником дьявола, оказываясь, таким образом, обреченным на вечную погибель, если только Господь не защитит человека Своей благодатью. Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей".
Как видите, все сказано очень четко и ясно. Да, другой синтаксис - но суть та же, что и у ДХ.
Итак, если мы хотим избавиться от чужеродного разума, то самое первое, что нам нужно - это допустить вероятность самого факта того, что нас кто-то контролирует. Мы привыкли считать себя свободными, но на деле это не так. И первое правило борьбы с чужеродным разумом - постоянный контроль своих мыслей и побуждений. Услышал ты чье-то суждение и думаешь: "Вот болван!" Тут же хватаешь себя за руку - "А почему я так подумал? Я считаю, что разбираюсь в вопросе лучше его? Но так ли это на самом деле? И что, если ошибаюсь именно я, а не он?" - и так далее. Все это напрямую связано с избавлением от ЧСВ - именно ЧСВ толкает нас на то, чтобы куда-то влезть, что-то сказать, кого-то обозвать, оскорбить, высказать свое мнение. Но зададим себе простой вопрос: кому какое дело до того, что ты думаешь? И кто ты вообще такой, чтобы кого-то поучать? (вроде как я сейчас поучаю вас…:)) Суть в том, чтобы постоянно контролировать свои мысли, пытаться понять, откуда у них растут ноги. А ноги эти, увы, обычно растут со стороны - это не наши мысли, не наши побуждения. Все это нам навязано чужеродным разумом, стремящимся втянуть нас в ссоры, свары, в разные глупые дела. Это и есть ловушки внимания - термин, если не ошибаюсь, ввел Нексус. Понятно, что очень многих ловушек мы избежать не можем. Но трюк магов состоит в том, что они находятся в них осознанно - это и есть пресловутая контролируемая глупость. Делать что-то так, как будто это действительно кому-то нужно. Скажем, то, что я сейчас вообще пишу всю эту хрень - ловушка внимания. Другое дело, что я нахожусь в ней контролируемо. Понимаю, зачем я это пишу, что подталкивает меня к этому. Научившись отслеживать свои действия, мы получаем паузу - время на раздумья. Мы уже уловили веление чужеродного разума что-то сделать, и теперь можем решить, согласиться нам с этим, или нет. Чтобы не согласиться, нужно обладать хотя бы толикой отрешенности, хотя бы немного придушить свое ЧСВ. Самое сложное в борьбе с имплантом - научиться не отвечать на выпады в свой адрес. Не просто контролировать себя, а научиться не реагировать на это - так, словно ничего и не было. Это и есть пресловутая "зеркальность" - все, что на тебя "грузят", отражается и возвращается обратно. Чем больше тебя кто-то хает, тем хуже себе он делает - потому что все это вернется к нему, так как не найдет в тебе никакого резонанса. Конечно, умение оставаться бесстрастным приходит по крохам, по крупицам - по мере того, как начинаешь осознавать влияние чужеродного разума. Да, ты часто делаешь ошибки - но не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. И каждое твое падение становится ступенькой на пути будущего роста.
Основным препятствием в борьбе с имплантом становится гордыня - ну, или ЧСВ по КК. Вот что говорят о гордыне монахи:
"Схиигумен Савва.
О гордости
СИМПТОМЫ И РАЗВИТИЕ БОЛЕЗНИ
Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий, и начинается он с тщеславия. Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличении, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки. Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других. Знания же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия. В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от этого! А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется манией преследования. Мания величия и мания преследования - самые распространенные формы душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям. Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести [1], а иногда и самоубийства. В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой страсти. Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное "Я", но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как "майская роза" и начинает порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым. Далее, если человек не приходит в сознание своей греховности, не кается и не исправляется, то болезнь развивается и обостряется. У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи. В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения. Его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою "правоту". Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси. В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом... Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею "мудростию", своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели.
КАК РАСПОЗНАТЬ В СЕБЕ ГОРДОСТЬ?
На вопрос: "Как распознать в себе гордость?" Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: "Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко". Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: "Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься". И еще он же пишет: "Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет".
Этот текст можно считать тестом на ЧСВ: нужно просто примерять все, что Савва говорит о гордости, к себе. А вот еще один очень интересный текст - отрывок из покаяния св. Ефрема Сирина:
"Злые навыки опутывают меня как сети, и я радуюсь, что связан. Погружаюсь в самую глубину зла, и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет узы мои, потому что видит, сколько рад я разнообразию сих уз.
То и достойно рыдания и плача, в том и позор и стыд, что связан я своими хотениями. И еще ужаснее то, что связываю себя теми узами, какие налагает на меня враг, и умерщвляю себя теми страстями, какие его радуют.
Зная, однако ж, коль страшны узы сии, тщательно скрываю их от всех зрителей под благовидною наружностью. На вид облечен я в прекрасную одежду благоговения, а душа опутана срамными помыслами. Пред зрителями я благоговеен, а внутри исполнен всякого непотребства. Совесть моя обличает меня в этом, - и я будто и хочу освободиться от уз своих и каждый день сетую и воздыхаю о сем, но все оказываюсь связанным теми же сетями.
Жалок я, жалко и ежедневное покаяние мое, потому что не имеет оно твердого основания. Каждый день полагаю основание зданию, - и опять собственными руками своими разоряю его. Покаяние мое не положило еще доброго начала; злому же нерадению моему не видно конца. Порабощен я страстям и злой воле врага, губящего меня.
Выжидаю в надежде покаяния и обманываю себя сим суетным обещанием, пока умру. Всегда говорю: покаюсь, и никогда не каюсь. На словах будто усердно каюсь, а делами весьма далек от покаяния.
Что же будет со мною в день испытания, когда Бог откроет все пред судилищем Своим! Конечно, осужден буду на муки, если здесь слезами не умилостивлю Тебя, Судию моего.
После того, как уже приобрел я познание истины, стал я убийцею и обидчиком, ссорюсь за малости, стал завистлив и жесток к живущим со мною, немилостив к нищим, гневлив, спорлив; упорен, ленив, раздражителен, питаю злые мысли, люблю нарядные одежды; и доныне еще очень много во мне скверных помыслов, вспышек самолюбия, чревоугодия, сластолюбия, тщеславия, гордыни, зложелательства, пересудов, тайноядения, уныния, соперничества, негодования.
Не значу ничего, а думаю о себе много; непрестанно лгу, и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм блудными помыслами, и строго сужу блудников; осуждаю падающих, а сам непрестанно падаю; осуждаю злоречивых татей, а сам и тать и злоречив. Хожу со светлым взором, хотя весь нечист.
В церквах и за трапезами хочу быть на первом месте. Вижу иноков и величаюсь; вижу монахов и кичусь. Домогаюсь того, чтоб казаться приятным для женщин, величавым для чужих, смышленым и благоразумным для своих, совершеннейшим для благоразумных; с благочестивыми обхожусь как мудрейший, неразумных презираю как бессловесных. Если оскорблен, мщу; если почтен, гнушаюсь почтившим; если требуют чего от меня по праву, начинаю тяжбу; а кто говорит мне правду, тех почитаю врагами. Обличаемый, гневаюсь; но если льстят мне, не совсем недоволен.
Не хочу почтить достойного, а сам, будучи недостоин, требую почестей. Не хочу утруждать себя, а если кто мне не услужит, гневаюсь на него. Не хочу идти вместе с работающими, а если кто мне не поможет в деле, злословлю его.
Брату, когда он в нужде, горделиво отказываю, а когда сам нуждаюсь, обращаюсь к нему. Ненавижу больного, а когда сам болен, желаю, чтобы все любили меня. Высших знать не хочу, низших презираю.
Если удержу себя от неразумного пожелания, тщеславлюсь; если преуспеваю в бдении, впадаю в сети непокорности и прекословия; если воздержусь от снедей, утопаю в кичливости и высокомерии; если неусыпен в молитве, препобеждаюсь раздражительностью и гневом; если вижу в ком добродетель, не останавливаюсь на нем вниманием.
Презрел я мирские приятности, но не отстаю от суетного пожелания оных. Если вижу женщину, развеселяюсь. По наружности смиренномудрствую, а в душе высокоумствую; по видимому не стяжателен, а на самом деле обладаю любоиманием. И к чему распространяться? По видимому отрекся я от мира, а на деле опять все думаю о мирском. Во время службы занимаюсь все разговорами, блужданием помыслов, суетными припоминаниями. Во время трапезы вдаюсь в пустословие, имею алчность к подаркам, принимаю участие в чужих падениях, вдаюсь в гибельное соперничество.
Такова моя жизнь! Сколько худого противополагаю я своему спасению! И мое высокомерие, мое тщеславие не дозволяют мне подумать о своих язвах, чтобы уврачевать себя. Вот мои доблестные подвиги! Таким множеством грехов ополчается на меня враг! - И при всем том я домогаюсь прославиться святостью, окаянный. Живу во грехах, а желаю, чтоб почитали меня праведником".
В общем, о чужеродном разуме можно писать очень много, но в этом нет смысла. Тот, кто захочет с ним бороться, сам найдет и нужные тексты. Очень рекомендую книгу св. Игнатия Брянчанинова "Правильное состояние духа". В ней можно читать все, но особенно полезна глава о "прелести". Прелесть - это наиболее тонкие уловки чужеродного разума. "Впасть в прелесть" - значит попасться на них. В заключение этой темы скажу, что не существует людей, полностью свободных от прелести. Сказать "я свободен от прелести" - значит продемонстрировать, что ты в этой прелести находишься. Хороша книга святого Николая Сербского "Мысли о добре и зле". Вообще любые сочинения святых и просто подвижников очень полезны для избавления от чужеродного разума - читая эти книги, ты учишься видеть его уловки. На память приведу несколько названий и имен: Иоанн Кронштадский ("Моя жизнь во Христе", в двух томах). Иоанн Лествичник ("Лествица"), Нил Сорский, Феофан Затворник, Антоний Сурожский, Серафим Саровский. Ну и последнее замечание по этой теме: на днях глянул книгу "Духовные светочи России". Множество портретов, биографий. И что ни портрет - то лик. Есть старое выражение: "У людей духовных лицо к старости превращается в лик. А у людей грешных - в рожу". Оно очень точно отражает суть дела: если духовные люди избавляются от чужеродного разума и напрямую связывают себя с Духом (Богом), то люди бездуховные так и остаются под властью летуна.
На том и закончим. :)