Руна ОтилияОтилия соответствует эзотерическому уровню знака Близнецы. Близнецы считаются символом информации, конкретных, локальных, дискретных, упорядоченных знаков. На самом деле эзотерическая символика знака Близнецы очень глубока. В определенном смысле он указывает на пагубность, на опасность употребления слов. Хотя из всех знаков Зодиака слова, казалось бы, соответствуют Близнецам более всего.
Основными содержаниями символического поля Отилии являются преданность и свобода. Это первый символ, где идет не перечисление, но противопоставление двух понятий. В этом выражается близнецовский характер данного символа.
В руне Отилия кроется секрет ко всем остальным рунам. Если человек понял Отилию, значит он понял все рунические знаки.
Близнецы чаще всего связываются с технократической, техногенной культурой, с журналистикой, средствами массовой информации. Это одна из загадок Близнецов.
Внутреннее, глубинное слово Близнецов - почва (вот откуда преданность!). Та самая почва, в которую посажены все мы. Без почвы, без питания, без корней развитие невозможно. Да, человеческое Я иллюзорно. С определенной метапозиции оно не имеет никакого космического смысла. Но нельзя забывать, что оно имеет смысл здесь, на Земле, в нашем окружении, в родной среде.
Во все времена существовал принцип ограниченности. Его не возводили в догму, но он был необходим для того, чтобы человек понял, где он живет, что делает, с чем он связан. Потому что оторвавшись от корней, взамен человек получал уничтожение.
Человек - это ансамбль социальных отношений. Мы определены окружающими, традицией. Родители, родственники, друзья, любимые, культура, земля - все это накладывает пределы, придает нам форму, без которой человеческая жизнь просто невозможна.
Отилия также символизирует конец света как венец абсолютной свободы (т.е. уничтожения), напоминая о том, что почва, дом, местонахождение, ограниченность, преданность имеют великий смысл для человека. Человек - существо не всесильное. Он ограничен, пусть даже ему удалось проникнуть в бездны своих личных возможностей. Тем не менее его точка зрения конечна. Земную жизнь человека, все что он делает, можно определить, назвать, можно расчертить траектории его движения. И если он отрицает свою ограниченность, он растворяется. Его как бы больше нет. Это одно из лезвий бритвы оккультизма, один из камней преткновения.
Это великий соблазн - вдохновиться свободой и потерять дар формы, вдохновиться вседозволенностью и утратить определенность, поддаться соблазну растворения и лишиться укорененности.
Отилия ограничивает человека через развенчание власти слов, через окончательное утверждение несуществования отдельного.
Мы привыкли делить мир на мужчин и женщин, на свет и тьму, на глупость и мудрость, на плюс и минус. Нам хочется принадлежать не самим себе, а своим словам. Мы определяем себя, расклеиваем ярлыки. Но положительный и отрицательный заряды - это абстракция физиков. На самом деле нет ни абсолютных мужчин, ни абсолютных женщин. Но признавать полутона нам не хочется, мы к этому не привыкли.
Два заряда символизируют два полюса Близнецов, две крайности, отдельности. Но сами по себе они не существуют отдельно. Как только мы произносим одно понятие, то по принципу Близнецов оно подразумевает и противоположное себе. Живет только то, что включает их в качестве крайних положений.
Отилия очень коварна. Она размывает рамки представлений и утверждает, что мир текуч. Этот поток нельзя подталкивать, потому что когда пытаешься быть текучим, ты уже совершаешь глупость. Нельзя пытаться быть естественным, нельзя пытаться быть нормальным. Такое отношение лежит в основе подлинного здоровья.
Человек становится человеком, когда он перестает мыслить словами и начинает мыслить переживаниями, ощущениями, когда он научается сомневаться в собственных мыслях, когда он готов изменить свою точку зрения не в угоду ситуации, а в угоду изменившимся внутренним течениям. И в то же время он не делает догмы из поточности и свободы. Что такое свобода? Абсолютная свобода - это ничто, это миф. Ни один человек не может по-настоящему стремиться к абсолютной свободе. Ибо как только он достигает ее, он исчезает. Необходимо балансировать между свободой и определенностью: "Мне нравится процесс развития того, что во мне есть. Но я не могу пустить его на самотек, потому что я потеряю форму, а значит самого себя."
Все относительно. Этот девиз отражает внутреннюю сущность Отилии.
Но в этом девизе кроется разгадка феномена преданности. Мы можем быть собой тогда, когда соотносимся или принадлежим народу, роду, земле, времени и т.д.
Отилия требует воздать хвалу связанности, которая создает структуру и форму жизни. Преданность - это похожесть. В ней нет ничего дурного. Человек не должен отрываться от почвы, разменивать дар связанности с традицией и родом на абстрактную свободу, на фикцию, существующую в его уме. Мы можем освобождаться от чего-то, преодолевать препятствия, куда-то откуда-то идти. Но мы не можем обрести абсолютную свободу, ибо тогда придется предоставить свободу каждой клетке. Порабощая клетки в своем организме, мы уже не являемся свободными, мы - рабовладельцы. И получается, что свобода - это миф. Даже не миф, а просто слово, которое нам понравилось.
Но свобода как слово подразумевает иное. Известно, что интеллект рассекает реальность на полярности. Но никто не указывает на то, что эти полярности связаны, представляют единство. На самом деле слов как таковых нет. Есть лишь поле значений, пространство переходов, самые различные варианты того, что мы грубо обозначаем как "да" и "нет".
Отилия призывает не привязываться к словам. Она призывает к свободе, стоящей на фундаменте структуры. Ребенок должен вырасти в семье, обрести опыт, получить лучшее, а затем заявить о своем праве на свободу. Если он заявит о нем через пять минут после рождения, он ничего не получит, он станет никем, в нем не будет наиважнейшей половинки, без которой свобода не имеет смысла.
По какому-то странному стечению обстоятельств люди утратили целостное ощущение мира. Не существует ни света, ни тьмы. Есть переходы, полутона, спектр, мозаика. Слова - всего лишь знаки того, что существует на самом деле. Пока мы не избавимся от привязанности к словам, мы не сможем увидеть происходящее, не сможем избавиться от привычки судить о других. На вопрос: "А какой он, другой человек?" - не существует ответа. Мы можем спросить себя, нравится он нам или не нравится. Но объективно судить о нем мы не в праве, потому что само суждение укоренено в нашей субъективности. Сколько людей, столько и мнений. И люди дерутся между собой только потому, что никак не могут понять: слова замучили их, заморочили, запутали. Слова им показались действительностью, в то время как действительность гуляет как кошка, сама по себе. Она непрестанно проходит перед нами. Но вся беда в том, что мы постоянно ословечиваем ее.
Отилия учит, что человек должен держаться за себя в хорошем смысле слова, потому что ему больше не за кого держаться. Ибо другие с их словами еще иллюзорнее, чем он сам. Руна Отилия не просто призывает опереться на себя, она призывает осознать саму недостаточность этой опоры, то, что ее трудно нащупать. И работа при выпадении Отилии заключается как раз в том, чтобы найти для себя почву в самом себе.
Если что-то оформлено, чувствуется, значит подразумевается присутствие другого, противоположного. Постарайся плыть, но следи за руслом. Отпусти себя по течению, но не забудь прихватить весла или плотик.
За слова, за вешки, за обозначения держаться удобно, спокойно, надежно. Но беда в том, что этот принцип не работоспособен. Мы счастливее всего тогда, когда отказываемся от права судить о других. Мы счастливее всех, когда от нас не требуют выносить решения, когда мы просто глазеем на мир, просто находимся в нем. Но в жизни мало таких моментов, потому что и общество, и люди, и какая-то назойливая внутренняя программа требуют: "Определись, обозначься, встань на позицию, сформулируй, скажи, представь, кристаллизуй", - странный, навязчивый, компульсивный механизм омертвления живого.
Принцип Отилии называют еще принципом вредности: "Хочешь одного, а получишь другое." Отилия делает все возможное, чтобы не дать человеку получить то, чего он хочет, потому что хотеть нужно аккуратно, осторожно, во всяком случае, прислушиваясь к себе, а этого ли ты хочешь, а действительно ли ты хочешь именно этого.
Символ Отилии - священная изгородь. Она определяет место, где положено жить данному человеку, обществу, культуре. Здесь проявляется закон соответствия: по Сеньке и шапка. Тебя посадили туда, где ты выживешь, потому что в другом месте ты или раздуешься и лопнешь, или усохнешь.
Свобода способна разрушить священное, данное до поры до времени. Но внешнюю структуру можно разрушать лишь тогда, когда создана внутренняя, выращена, взлелеяна. А пока ее нет, Отилия говорит: "Вот твое пространство, твоя сфера, твой мир, твоя ойкумена. И дальше ни шагу." Очень важно помнить это в любой момент своей жизни.
Если человек честно признался себе, что он подвластен соблазнам, он должен помнить, что чрезмерность может разрушить его. К примеру, большие деньги, колоссальная власть или сила. Может быть, он не готов к ним. Может быть, и хорошо, что пока он не обладает ими. Возможно, они убили бы его, подняли бы в нем худшее. Это касается всего, что ценно для человека: и знаний, и любви, и работы и т.д.
Все прикреплено к своей почве. Дар свободы ограничен. Ограничен не благостью дающего, не могуществом дарителя, а возможностями принимающего. Принимающий должен осознать это, в противном случае он разрушит себя. Нельзя брать больше, чем нужно.
Во все времена и церкви, и кладбища, и поселения, и государства были ограждены не потому, что хотели отделиться друг от друга. Таким образом они определяли себя, облекали в форму. Отилия напоминает: потерявший форму останется никем.
Пытаясь прорваться к свободе чувствований, к свободе поведения, человек остается у разбитого корыта, потому что в нем еще нет чего-то, что могло бы выдержать натиск этих энергий, мощных, запредельных. Эти понимания могут стереть картину мира и отправить человека в психушку, и он никому не сможет рассказать, что с ним случилось. Хотя случилось простое явление. Человек стал гордым, самонадеянным и якобы самодостаточным. В результате - болезнь и разрушение.
Отилию изображали на кельтских храмах как символ священных пределов и границ. Отилия - твои границы, твои пределы. Этим неофит охранялся от чрезмерных поисков и чрезмерных пониманий.
Наследие есть форма устойчивой жизни. Наследство, передаваемое нам другими, является пищей, которая формирует нас. Мы действительно многим обязаны нашим родителям, независимо от того, что мы рассматриваем как хорошее или плохое из того, что было передано нам. Не будь родителей, не было бы и нас. Своеволие также имеет свои границы. Не было бы наследия, не было бы и своеволия.
Отилия связывает такие полярные пары, как сиамских близнецов. Когда нам плохо, когда нас зацементировали, мы хотим вырваться, мы хотим оставить этот мир, мы хотим обрести абсолютную свободу. Но свобода - это вектор, сдвиг, тенденция, а не абсолютная ценность. Ценность в балансе противоположностей, точнее, в том, чтобы обладать ими одновременно: иметь наследие и проявлять индивидуальность, иметь родину и быть свободным, быть привязанным к традиции и быть самостоятельным.